1.         Пояснительная записка

Учебный предмет  «АБВГДейка» направлен на обеспечение познавательного, физического, эмоционального и социального развития детей, способствующих их общему развитию.

Новизна предмета заключается в комплексном содержании занятий. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного дошкольника.

Актуальность. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо начинать  в дошкольном возрасте. Как было выяснено в ходе исследований крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев и других, процесс развития речи ребенка таков: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствования речи стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С точки зрения проекции руки есть еще одна речевая зона мозга, то есть для успешного развития речи необходимо развивать кисть руки ребенка.

Педагогическая целесообразность. В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода. Она может быть использована для детей, не посещающих детский сад.

Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.

Цели и задачи образовательной программы:

Цель: способствовать общему развитию ребенка, формируя предпосылки учебной деятельности.

Задачи:

1.         Развитие познавательных психологических процессов у детей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение).

2.         Развитие устной речи.

3.         Знакомство с буквами русского алфавита

4.         Подготовка к освоению грамоты путем формирования фонетического восприятия и слуха.

5.         Формирование элементарных арифметических и геометрических представлений.

6.         Развитие мелкой моторики рук.

7.         Социализация детей и их психологическая подготовка к обучению в школе.

Отличительные особенности программы.

Занятия строятся на интегрированной основе с широким использование игровых методов. В ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные логические операции при решении поставленных задач. Все задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень их сложности постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться данной программы, не нарушая последовательности.

Одним из основных разделов данной программы является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.

Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры слова.

Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков  правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи), формирование фонематического восприятия. Развитие голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности  речи, отработку речевого дыхания.

В учебном предмете  «АБВГДейка» уделяется достаточно времени для развития мелкой моторики, используя приемы:

- игры с мелкими предметами, крупой, палочками4

- шнуровки;

- изображение пальчиками предметов, фигур, птиц;

- графические упражнения с октября по апрель

Возраст детей:

Программа ориентирована для детей 6-7 лет

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения.

2.      Планируемые результаты

 

- Отвечать на вопрос педагога, задавать свои вопросы;

- Выделять звуки, соединять их в слоги;

- Определять количество звуков в словах и их последовательность;

- Членить двух-, трехсложные слова на слоги, определять местонахождение ударного слога.

-Различать гласные, твердые согласные и мягкие согласные звуки;

- Называть числа от 1 до 10, соотносить их с цифрами;

- Решать простые задачи в пределах 10;

- Знать основные геометрические фигуры;

- Сравнивать множества, устанавливая равенство или неравен.

 

3.      Содержание учебного предмета

Занятия строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов. В ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные логические операции при решении поставленных задач. Все задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень их сложности постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться данной программы, не нарушая последовательности.

Одним из основных разделов данной программы является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.

Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры слова.

Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков  правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи), формирование фонематического восприятия. Развитие голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности  речи, отработку речевого дыхания.

В программе учебного предмета  «АБВГДейка» уделяется достаточно времени для развития мелкой моторики, используя приемы:

- игры с мелкими предметами, крупой, палочками4

- шнуровки;

- изображение пальчиками предметов, фигур, птиц;

- графические упражнения.

 

Возраст детей:

Программа ориентирована для детей 6-7 лет

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения.

 

Формы и режим занятий

Занятия проводятся два раза в неделю по два часа. В содержание занятий включаются следующие формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, и такие виды деятельности как, познавательная, исполнительская, творческая, интеллектуальная.

 

4.      Тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Содержание

Количество часов

1

Введение.

Урок знакомства.

Знакомство в группе. Игры на знакомство

4

2

Формирование фонетического восприятия. Речь, предложения, слова, слоги, звуки.

Беседа о том, что наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков. Тренинг на определение предложений, слов, слогов, звуков. Схемы предложений и слов

1

3

Занятия по социализации детей.

Значение школе.

Беседа о значении школы в жизни каждого человека.

1

4

Формирование фонетического восприятия. Звук [а], его место в словах. Буквы А, а.

Знакомство с гласным звуком [а], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами А и а, их печатание, узнавание в словах.

1

5

Занятия по социализации детей.

Психологическая диагностика детей.

Тестирование детей на определение уровня произвольной и непроизвольной памяти. Игровой практикум.

1

6

Формирование фонетического восприятия. Звук [у], его место в словах. Буквы У, у.

Знакомство с гласным звуком [у], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами У и у, их печатание, узнавание в словах.

1

7

Подготовка руки к письму. Проведение вертикальных линий.

Упражнения по проведению вертикальных линий «Дождик», «Заборчик». Написание вертикальных линий в клеточной основе.

1

9

Формирование фонетического восприятия. Звук [о], его место в словах. Буквы О, о.

Знакомство с гласным звуком [о], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами О и о, их печатание, узнавание в словах.

1

10

Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие памяти.

Игры на развитие слуховой памяти «Повтори словечко», зрительной памяти «Что изменилось», «Запомни расположение предметов», моторной памяти «Повтори движение за мной»

1

11

Формирование фонетического восприятия. Звук [и], его место в словах. Буквы И, и.

Знакомство с гласным звуком [и], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами И и и, их печатание, узнавание в словах.

1

12

Подготовка руки к письму. Вертикальные и параллельные линии.

Упражнения по проведению вертикальных линий в тетрадях в узкую линию, штриховка параллельных линий «Штора», «Арфа», штриховка линий в разных направлениях «Самолетик»

1

13

Формирование фонетического восприятия. Звук [ы], его место в словах. Буква ы.

Знакомство с гласным звуком [ы], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквой ы, её печатание, узнавание в словах.

1

14

Подготовка руки к письму. Параллельные линии. Обведение по контуру.

Штриховка картинки внутри контура параллельными линиями. Обведение по контуру волнистых линий и кругов.

1

15

Формирование фонетического восприятия. Звук [э], его место в словах. Буквы Э, э.

Знакомство с гласным звуком [э], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами Э и э, печатание, узнавание в словах.

1

16

Формирование фонетического восприятия. Звуки [л] и [л'], их место в словах.

Знакомство со звуками [л] и [л'],   их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками

1

17

Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие внимания.

Игры «Найди отличия», «Найди 2 одинаковых предмета», «Продолжи узор», «Лабиринт»

1

18

Формирование фонетического восприятия. Буквы Л и л. Слоги с изучаемыми  буквами.

Знакомство с буквами Л и л. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками.

1

19

Подготовка руки к письму.  Обведение по контуру.

Упражнение в обведении по контуру «Цветок», «Утенок» и «Зайчик». Обведение предмета на некотором расстоянии от контура

1

20

Формирование фонетического восприятия. Звуки [м] и [м'], их место в словах.

Знакомство со звуками [м] и [м'],   их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем.

1

21

Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие наглядно-образного мышления.

Игры «Назови одним словом», «Сложи картинку», «Так не бывает» и т.п.

1

22

Формирование фонетического восприятия. Буквы М и м. Слоги с изучаемыми  буквами.

Знакомство с буквами М и м. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками.

1

23

Формирование фонетического восприятия. Звуки [н] и [н'], их место в словах.

Знакомство со звуками [н] и [н'],   их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем.

1

24

Формирование фонетического восприятия. Буквы Н и н. Слоги с изучаемыми  буквами.

Знакомство с буквами Н и н. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками.

1

25

Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие словесно-логического мышления.

Игры «Найди лишнее слово», «Скажи наоборот», «Бывает - не бывает» и т.п.

1

26

Формирование фонетического восприятия. Звуки [р] и [р'], их место в словах.

Знакомство со звуками [р] и [р'],   их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем.

1

27

Формирование фонетического восприятия. Буквы Р и р. Слоги с изучаемыми  буквами.

Знакомство с буквами Р и р. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками.

1

28

Подготовка руки к письму. Спиральные линии.

Рисование спиральных линий (от центра наружу и снаружи к центру) «Клубочки», «Снеговик»

1

29

Формирование фонетического восприятия. Звуки [д] и [д'], их место в словах.

Знакомство со звуками [д] и [д'],   их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем.

1

30

Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие наглядно-схематического  мышления.

Игры «Подбери заплатки»,  «Лица», «Подбери пару»

1

31

Формирование фонетического восприятия. Звуки [т] и [т'], их место в словах.

Знакомство со звуками [т] и [т'],   их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем.

1

32

Подготовка руки к письму. Обведение по контуру.

Обведение предметов по контуру и прорисовывание нескольких контуров вокруг «Цветок», «Звезда»

1

33

Формирование фонетического восприятия. Звук [ж], его место в словах. Буквы Ж, ж. Слоги с буквой ж.

Знакомство со звуком [ж],   его характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ж и ж, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемым звуком.

1

34

Подготовка руки к письму. Штриховка волнистыми линиями.

Заполнение контуров фигур прямыми и волнистыми линиями.

1

35

Формирование фонетического восприятия. Звук [ш], его место в словах. Буквы Ш, ш. Слоги с буквой ш.

Знакомство со звуком [ш],   его характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ш и ш, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемым звуком.

1

36

Занятия по социализации детей, тренинги. Психологическая диагностика.

Психологическая диагностика детей по их социализации и подготовке к обучению в школе.

1

37

Формирование фонетического восприятия. Звуки [с], [с'],  их место в словах. Буквы   С, с. Слоги с буквой с.

Знакомство со звуками [с],  [с'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами С и с, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

1

38

Подготовка руки к письму. Проведение кривых линий.

Игра «Лабиринт», рисование по образцу. Рисование узоров на клеточной основе.

1

39

Формирование фонетического восприятия. Звуки [з], [з'],  их место в словах. Буквы   З, з. Слоги с буквой з.

Знакомство со звуками [з],  [з'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами З и з, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

1

40

Формирование фонетического восприятия. Звуки [к], [к'],  их место в словах. Буквы  К, к. Слоги с буквой к.

Знакомство со звуками [к],  [к'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами К и к, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

 

41

Формирование фонетического восприятия. Звуки [г], [г'],  их место в словах. Буквы   Г, г. Слоги с буквой г.

Знакомство со звуками [г],  [г'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Г и г, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

1

42

Подготовка руки к письму. Работа на клеточной основе.

Рисование узоров на клеточной основе.

1

43

Формирование фонетического восприятия. Звуки [б], [б'],  их место в словах. Буквы  Б, б. Слоги с буквой б.

Знакомство со звуками [б],  [б'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Б и б, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

1

44

Формирование фонетического восприятия. Звуки [п], [п'],  их место в словах. Буквы   П, п. Слоги с буквой п.

Знакомство со звуками [п],  [п'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами П и п, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

1

45

Формирование фонетического восприятия. Звуки [в], [в'],  их место в словах. Буквы   В, в. Слоги с буквой в.

Знакомство со звуками [в],  [в'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами В и в, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

1

46

Формирование фонетического восприятия. Звуки [ф], [ф'],  их место в словах. Буквы   Ф, ф. Слоги с буквой ф.

Знакомство со звуками [ф],  [ф'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ф и ф, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

1

47

Занятия по социализации детей. Психологическая диагностика.

Психологическая диагностика детей по их социализации и подготовке к обучению в школе.

1

48

Формирование фонетического восприятия. Звуки [х], [х'],  их место в словах. Буквы   Х, х. Слоги с буквой х.

Знакомство со звуками [х],  [х'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Х и х, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

1

49

Подготовка руки к письму. Работа в тетради с узкой линией.

Написание элементов прописных букв.

1

50

Формирование фонетического восприятия. Звук [ч], его место в словах. Буквы  Ч, ч. Слоги с буквой ч.

Знакомство со звуком [ч],  его характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ч и ч, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемым звуком.

1

51

Формирование фонетического восприятия. Звук [щ], его место в словах. Буквы Щ, щ. Слоги с буквой щ.

Знакомство со звуком [щ],  его характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Щ и щ, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемым звуком.

1

52

Формирование фонетического восприятия. Буква я и звуки, которые она обозначает.

Знакомство с буквой я, ее печатание. Звук [йа],  составление схем.

1

53

Формирование фонетического восприятия. Буква ю и звуки, которые она обозначает.

Знакомство с буквой ю, ее печатание. Звук [йу],  составление схем.

1

54

Формирование фонетического восприятия. Буква е и звуки, которые она обозначает.

Знакомство с буквой е, ее печатание. Звук [йэ],  составление схем.

1

55

Формирование фонетического восприятия. Буква ё и звуки, которые она обозначает.

Знакомство с буквой ё, ее печатание. Звук [йо],  составление схем.

1

56

Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие связной речи.

Игры «Опиши картину», «Составь рассказ по началу (по концу)», «Ответь на вопросы после прочтения рассказа», «Перескажи сказку».

2

57

Развитие познавательных психических процессов.

Игры «Назови одним словом», «Сложи картинку», «Так не бывает» и т.п.

 

58

Развитие познавательных психических процессов.

Игры «Назови одним словом», «Сложи картинку», «Так не бывает» и т.п.

 

Полезные ссылки

 

 
  
 

Электронная школа 2.0

 

 Официальный информационный портал

Единого государственного экзамена

 
Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год