Рабочая программа подготовки детей к школе АБВГДейка
1. Пояснительная записка
Учебный предмет «АБВГДейка» направлен на обеспечение познавательного, физического, эмоционального и социального развития детей, способствующих их общему развитию.
Новизна предмета заключается в комплексном содержании занятий. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного дошкольника.
Актуальность. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо начинать в дошкольном возрасте. Как было выяснено в ходе исследований крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев и других, процесс развития речи ребенка таков: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствования речи стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С точки зрения проекции руки есть еще одна речевая зона мозга, то есть для успешного развития речи необходимо развивать кисть руки ребенка.
Педагогическая целесообразность. В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода. Она может быть использована для детей, не посещающих детский сад.
Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.
Цели и задачи образовательной программы:
Цель: способствовать общему развитию ребенка, формируя предпосылки учебной деятельности.
Задачи:
1. Развитие познавательных психологических процессов у детей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение).
2. Развитие устной речи.
3. Знакомство с буквами русского алфавита
4. Подготовка к освоению грамоты путем формирования фонетического восприятия и слуха.
5. Формирование элементарных арифметических и геометрических представлений.
6. Развитие мелкой моторики рук.
7. Социализация детей и их психологическая подготовка к обучению в школе.
Отличительные особенности программы.
Занятия строятся на интегрированной основе с широким использование игровых методов. В ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные логические операции при решении поставленных задач. Все задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень их сложности постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться данной программы, не нарушая последовательности.
Одним из основных разделов данной программы является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.
Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры слова.
Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи), формирование фонематического восприятия. Развитие голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхания.
В учебном предмете «АБВГДейка» уделяется достаточно времени для развития мелкой моторики, используя приемы:
- игры с мелкими предметами, крупой, палочками4
- шнуровки;
- изображение пальчиками предметов, фигур, птиц;
- графические упражнения с октября по апрель
Возраст детей:
Программа ориентирована для детей 6-7 лет
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения.
2. Планируемые результаты
- Отвечать на вопрос педагога, задавать свои вопросы;
- Выделять звуки, соединять их в слоги;
- Определять количество звуков в словах и их последовательность;
- Членить двух-, трехсложные слова на слоги, определять местонахождение ударного слога.
-Различать гласные, твердые согласные и мягкие согласные звуки;
- Называть числа от 1 до 10, соотносить их с цифрами;
- Решать простые задачи в пределах 10;
- Знать основные геометрические фигуры;
- Сравнивать множества, устанавливая равенство или неравен.
3. Содержание учебного предмета
Занятия строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов. В ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные логические операции при решении поставленных задач. Все задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень их сложности постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться данной программы, не нарушая последовательности.
Одним из основных разделов данной программы является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.
Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры слова.
Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи), формирование фонематического восприятия. Развитие голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхания.
В программе учебного предмета «АБВГДейка» уделяется достаточно времени для развития мелкой моторики, используя приемы:
- игры с мелкими предметами, крупой, палочками4
- шнуровки;
- изображение пальчиками предметов, фигур, птиц;
- графические упражнения.
Возраст детей:
Программа ориентирована для детей 6-7 лет
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся два раза в неделю по два часа. В содержание занятий включаются следующие формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, и такие виды деятельности как, познавательная, исполнительская, творческая, интеллектуальная.
4. Тематическое планирование
№п/п |
Тема занятия |
Содержание |
Количество часов |
1 |
Введение. Урок знакомства. |
Знакомство в группе. Игры на знакомство |
4 |
2 |
Формирование фонетического восприятия. Речь, предложения, слова, слоги, звуки. |
Беседа о том, что наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков. Тренинг на определение предложений, слов, слогов, звуков. Схемы предложений и слов |
1 |
3 |
Занятия по социализации детей. Значение школе. |
Беседа о значении школы в жизни каждого человека. |
1 |
4 |
Формирование фонетического восприятия. Звук [а], его место в словах. Буквы А, а. |
Знакомство с гласным звуком [а], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами А и а, их печатание, узнавание в словах. |
1 |
5 |
Занятия по социализации детей. Психологическая диагностика детей. |
Тестирование детей на определение уровня произвольной и непроизвольной памяти. Игровой практикум. |
1 |
6 |
Формирование фонетического восприятия. Звук [у], его место в словах. Буквы У, у. |
Знакомство с гласным звуком [у], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами У и у, их печатание, узнавание в словах. |
1 |
7 |
Подготовка руки к письму. Проведение вертикальных линий. |
Упражнения по проведению вертикальных линий «Дождик», «Заборчик». Написание вертикальных линий в клеточной основе. |
1 |
9 |
Формирование фонетического восприятия. Звук [о], его место в словах. Буквы О, о. |
Знакомство с гласным звуком [о], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами О и о, их печатание, узнавание в словах. |
1 |
10 |
Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие памяти. |
Игры на развитие слуховой памяти «Повтори словечко», зрительной памяти «Что изменилось», «Запомни расположение предметов», моторной памяти «Повтори движение за мной» |
1 |
11 |
Формирование фонетического восприятия. Звук [и], его место в словах. Буквы И, и. |
Знакомство с гласным звуком [и], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами И и и, их печатание, узнавание в словах. |
1 |
12 |
Подготовка руки к письму. Вертикальные и параллельные линии. |
Упражнения по проведению вертикальных линий в тетрадях в узкую линию, штриховка параллельных линий «Штора», «Арфа», штриховка линий в разных направлениях «Самолетик» |
1 |
13 |
Формирование фонетического восприятия. Звук [ы], его место в словах. Буква ы. |
Знакомство с гласным звуком [ы], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквой ы, её печатание, узнавание в словах. |
1 |
14 |
Подготовка руки к письму. Параллельные линии. Обведение по контуру. |
Штриховка картинки внутри контура параллельными линиями. Обведение по контуру волнистых линий и кругов. |
1 |
15 |
Формирование фонетического восприятия. Звук [э], его место в словах. Буквы Э, э. |
Знакомство с гласным звуком [э], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами Э и э, печатание, узнавание в словах. |
1 |
16 |
Формирование фонетического восприятия. Звуки [л] и [л'], их место в словах. |
Знакомство со звуками [л] и [л'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками |
1 |
17 |
Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие внимания. |
Игры «Найди отличия», «Найди 2 одинаковых предмета», «Продолжи узор», «Лабиринт» |
1 |
18 |
Формирование фонетического восприятия. Буквы Л и л. Слоги с изучаемыми буквами. |
Знакомство с буквами Л и л. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками. |
1 |
19 |
Подготовка руки к письму. Обведение по контуру. |
Упражнение в обведении по контуру «Цветок», «Утенок» и «Зайчик». Обведение предмета на некотором расстоянии от контура |
1 |
20 |
Формирование фонетического восприятия. Звуки [м] и [м'], их место в словах. |
Знакомство со звуками [м] и [м'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем. |
1 |
21 |
Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие наглядно-образного мышления. |
Игры «Назови одним словом», «Сложи картинку», «Так не бывает» и т.п. |
1 |
22 |
Формирование фонетического восприятия. Буквы М и м. Слоги с изучаемыми буквами. |
Знакомство с буквами М и м. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками. |
1 |
23 |
Формирование фонетического восприятия. Звуки [н] и [н'], их место в словах. |
Знакомство со звуками [н] и [н'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем. |
1 |
24 |
Формирование фонетического восприятия. Буквы Н и н. Слоги с изучаемыми буквами. |
Знакомство с буквами Н и н. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками. |
1 |
25 |
Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие словесно-логического мышления. |
Игры «Найди лишнее слово», «Скажи наоборот», «Бывает - не бывает» и т.п. |
1 |
26 |
Формирование фонетического восприятия. Звуки [р] и [р'], их место в словах. |
Знакомство со звуками [р] и [р'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем. |
1 |
27 |
Формирование фонетического восприятия. Буквы Р и р. Слоги с изучаемыми буквами. |
Знакомство с буквами Р и р. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками. |
1 |
28 |
Подготовка руки к письму. Спиральные линии. |
Рисование спиральных линий (от центра наружу и снаружи к центру) «Клубочки», «Снеговик» |
1 |
29 |
Формирование фонетического восприятия. Звуки [д] и [д'], их место в словах. |
Знакомство со звуками [д] и [д'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем. |
1 |
30 |
Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие наглядно-схематического мышления. |
Игры «Подбери заплатки», «Лица», «Подбери пару» |
1 |
31 |
Формирование фонетического восприятия. Звуки [т] и [т'], их место в словах. |
Знакомство со звуками [т] и [т'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем. |
1 |
32 |
Подготовка руки к письму. Обведение по контуру. |
Обведение предметов по контуру и прорисовывание нескольких контуров вокруг «Цветок», «Звезда» |
1 |
33 |
Формирование фонетического восприятия. Звук [ж], его место в словах. Буквы Ж, ж. Слоги с буквой ж. |
Знакомство со звуком [ж], его характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ж и ж, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемым звуком. |
1 |
34 |
Подготовка руки к письму. Штриховка волнистыми линиями. |
Заполнение контуров фигур прямыми и волнистыми линиями. |
1 |
35 |
Формирование фонетического восприятия. Звук [ш], его место в словах. Буквы Ш, ш. Слоги с буквой ш. |
Знакомство со звуком [ш], его характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ш и ш, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемым звуком. |
1 |
36 |
Занятия по социализации детей, тренинги. Психологическая диагностика. |
Психологическая диагностика детей по их социализации и подготовке к обучению в школе. |
1 |
37 |
Формирование фонетического восприятия. Звуки [с], [с'], их место в словах. Буквы С, с. Слоги с буквой с. |
Знакомство со звуками [с], [с'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами С и с, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. |
1 |
38 |
Подготовка руки к письму. Проведение кривых линий. |
Игра «Лабиринт», рисование по образцу. Рисование узоров на клеточной основе. |
1 |
39 |
Формирование фонетического восприятия. Звуки [з], [з'], их место в словах. Буквы З, з. Слоги с буквой з. |
Знакомство со звуками [з], [з'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами З и з, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. |
1 |
40 |
Формирование фонетического восприятия. Звуки [к], [к'], их место в словах. Буквы К, к. Слоги с буквой к. |
Знакомство со звуками [к], [к'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами К и к, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. |
|
41 |
Формирование фонетического восприятия. Звуки [г], [г'], их место в словах. Буквы Г, г. Слоги с буквой г. |
Знакомство со звуками [г], [г'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Г и г, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. |
1 |
42 |
Подготовка руки к письму. Работа на клеточной основе. |
Рисование узоров на клеточной основе. |
1 |
43 |
Формирование фонетического восприятия. Звуки [б], [б'], их место в словах. Буквы Б, б. Слоги с буквой б. |
Знакомство со звуками [б], [б'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Б и б, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. |
1 |
44 |
Формирование фонетического восприятия. Звуки [п], [п'], их место в словах. Буквы П, п. Слоги с буквой п. |
Знакомство со звуками [п], [п'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами П и п, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. |
1 |
45 |
Формирование фонетического восприятия. Звуки [в], [в'], их место в словах. Буквы В, в. Слоги с буквой в. |
Знакомство со звуками [в], [в'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами В и в, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. |
1 |
46 |
Формирование фонетического восприятия. Звуки [ф], [ф'], их место в словах. Буквы Ф, ф. Слоги с буквой ф. |
Знакомство со звуками [ф], [ф'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ф и ф, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. |
1 |
47 |
Занятия по социализации детей. Психологическая диагностика. |
Психологическая диагностика детей по их социализации и подготовке к обучению в школе. |
1 |
48 |
Формирование фонетического восприятия. Звуки [х], [х'], их место в словах. Буквы Х, х. Слоги с буквой х. |
Знакомство со звуками [х], [х'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Х и х, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. |
1 |
49 |
Подготовка руки к письму. Работа в тетради с узкой линией. |
Написание элементов прописных букв. |
1 |
50 |
Формирование фонетического восприятия. Звук [ч], его место в словах. Буквы Ч, ч. Слоги с буквой ч. |
Знакомство со звуком [ч], его характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ч и ч, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемым звуком. |
1 |
51 |
Формирование фонетического восприятия. Звук [щ], его место в словах. Буквы Щ, щ. Слоги с буквой щ. |
Знакомство со звуком [щ], его характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Щ и щ, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемым звуком. |
1 |
52 |
Формирование фонетического восприятия. Буква я и звуки, которые она обозначает. |
Знакомство с буквой я, ее печатание. Звук [йа], составление схем. |
1 |
53 |
Формирование фонетического восприятия. Буква ю и звуки, которые она обозначает. |
Знакомство с буквой ю, ее печатание. Звук [йу], составление схем. |
1 |
54 |
Формирование фонетического восприятия. Буква е и звуки, которые она обозначает. |
Знакомство с буквой е, ее печатание. Звук [йэ], составление схем. |
1 |
55 |
Формирование фонетического восприятия. Буква ё и звуки, которые она обозначает. |
Знакомство с буквой ё, ее печатание. Звук [йо], составление схем. |
1 |
56 |
Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие связной речи. |
Игры «Опиши картину», «Составь рассказ по началу (по концу)», «Ответь на вопросы после прочтения рассказа», «Перескажи сказку». |
2 |
57 |
Развитие познавательных психических процессов. |
Игры «Назови одним словом», «Сложи картинку», «Так не бывает» и т.п. |
|
58 |
Развитие познавательных психических процессов. |
Игры «Назови одним словом», «Сложи картинку», «Так не бывает» и т.п. |
|