Тревожность - свойство личности, обуславливающее наше поведение. У каждого человека существует свой оптимальный уровень полезной тревожности, это естественная и обязательная особенность для нормальной жизнедеятельности. При отсутствии страха человек подвергает себя определенному риску, поэтому переживать страхи это нормально.  Но что делать, если страхов слишком много, а возможность получить помощь специалиста в данный момент отсутствует? Необходимо учиться контролироватьсебя, в противном случае страх  всегда будет управлять вами.

У тревожности могут быть разные  причины: «стыд», «вина»,«страх», «гнев». Распознав причину,вы решите  проблему  или сможете изменить свое отношение к ней.

Для избавления от тревожности важно уделять внимание поведению: избавляться от застенчивости, формировать адекватную самооценку, освоить навыки саморегуляции, при необходимости расширить познания, обрести смысл жизни,следовать своим убеждениям и целям. Помните, что человек, не имеющий ориентиров больше подвержен переживаниям.

Тревожность отнимает много сил и времени. Поэтому необходимо  уметь абстрагироваться. Придумайте себе занятие, которое будет приносить пользу. Если у вас богатая фантазия, попробуйте написать рассказ обязательно с хорошим финалом.  Вспомните, о чем вы беспокоились полгода или год назад. Скорее всего, это  будет непросто сделать. Запишите  на листке нынешние тревоги, а через месяц прочтите. Вероятно, ничего из того, о чем вы переживаете сейчас, в будущем не осуществится, и тогда вы поймете, что зря беспокоились.

Возьмите за правило планировать свою жизнь. Купите красивый блокнот или ежедневник составьте расписание на неделю, месяц, год и т.д. (естественно цели планы должны быть реальными). Не думайте о том, что не получится, переживайте, что не попробуете. «Не умею», «Ничего не выйдет», «Не смогу» - это явление называют выученной беспомощностью. Убеждения о собственной несостоятельности лишает вас многих возможностей  и мешает вам жить полноценной жизнью.

В рамках психологической коррекции тревожности эффективны такие приемы как:

  • переключение («это будет завтра, а сегодня я не буду об этом думать и займусь полезным делом»);
  • отвлечение (отстранение, от тревожащего фактора используя силу воли);
  • снижение значимости («Это всего лишь доклад. Да, он имеет публичный характер, но я уверена в своих силах, могу пояснить каждую фразу и цифру»);
  • получение большего объема информации (вам дали незнакомый адрес – найдите его на карте, определите ориентиры, продумайте маршрут);
  • временная отсрочка цели с корректировкой плана ее достижения, то есть включение новых этапов (например, пройти курсы повышения квалификации, посещение мастер-класса).

 

Арт-терапевты рекомендуют применять следующие методысамопомощи

для восстановления эмоционального равновесия:

 

  1. Устал – рисуй цветы.
  2. Злой – рисуй линии.
  3. Болит – лепи.
  4. Скучно – заполни листок бумаги разными цветами.
  5. Грустно – рисуй радугу.
  6. Страшно –плети макраме или делай аппликации.
  7. Ощущаешь тревогу – сделай куклу-мотанку.
  8. При возмущении – рвите бумагу на мелкие кусочки.
  9. Чувствуешь беспокойство – складывай оригами.
  10. Хочешь расслабиться – рисуй узоры.
  11. Важно вспомнить – рисуй лабиринты.
  12. Ощущаешь неудовольствие – сделай копию картины.
  13. Чувствуешь отчаяние – рисуй дороги.
    14. Надо что-то понять – нарисуй мандалы.
    15. Надо быстро восстановить силы – рисуй пейзажи.
    16. Хочешь понять свои чувства – рисуй автопортрет.
    17. Важно запомнить состояние – рисуй цветовые пятна.
    18. Если надо систематизировать мысли – рисуй соты или квадраты.
    19. Хочешь разобраться в себе и своих желаниях – сделай коллаж.
    20. Важно сконцентрироваться на мыслях – рисуй точками.
    21. Для поиска оптимального выхода из ситуации – рисуй волны и круги.
    22. Чувствуешь что «застрял» и надо двигаться дальше – рисуй спирали.
    23. Хочешь сконцентрироваться на цели – рисуй сетки и мишени.

 

Большую роль при коррекции тревожности отводят методам саморегуляции, о которых  вы узнаете из  следующей публикации.

 

Материал подготовила педагог-психолог МБОУ «СОШ № 60» О.А. Мельдзер

Полезные ссылки

 

 
  
 

Электронная школа 2.0

 

 Официальный информационный портал

Единого государственного экзамена

 
Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год