>

 

ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 8-800-2000-122

 

СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В г. НОВОКУЗНЕЦКЕ:

ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ 8 - (3843)-71-30-63

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ 8 -(3843) – 71-30-64

ГОО «Кузбасский РЦППМС», отделение Новокузнецкого городского округа, ул. Шункова 16А, тел. 37-56-83.

Центр психологического консультирования «АКМЕ» МАОУ ДПО ИПК, ул. Транспортная 17, тел. 73-75-00.

Уютный дом, МКУ социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, ул. Металлургов 10, тел. 74-31-18.

 

Воспитание ребенка нелегкий труд, требующий  от родителей большой самоотдачи. Это серьезная ежедневная работа, где нельзя получить отпуск или выходной.  

Многие родители жалуются на то, что по мере взросления им становится сложнее контактировать с собственным ребенком. Чтобы «достучаться» до подростка приходится прибегать к определенным мерам воздействия  и даже повышать голос.Скрытность, уединение, односложные ответы на вопросы или вовсе нежелание отвечать, все это допустимо в период подросткового   возраста.  Родителям необходимо понимать и уважать потребность ребенка в личном пространстве. Если по каким-то причинам, ребенок пытается спрятаться за стенами собственной крепости, не стоит силой вытаскивать его оттуда. Достаточно объяснить, что вас беспокоит его состояние,что вам важно все, что с ним происходит,  и вы с радостью выслушаете его, когда он будет готов к общению.

Деликатность и тактичность должна присутствовать не только в отношении людей, расположения которых мы хотим добиться, но и в отношении собственных детей. Важно помнить, что ребенок – это будущий взрослый, и пусть ему мало лет, но он тоже заслуживает уважения. Вспомните, как вы разговариваете с вашими друзьями, начальником? А когда вы так же внимательно слушали вашего сына или дочь?

Часто единственный  вопрос, который  задают родители, перешагнув порог дома после тяжелого трудового дня: «Ты, сделал домашнее задание?». Воспитание  во многих семьях сводится к рамкам примитивной заботы: здоров, сыт, одет. А теперь ответьте, только честно: что вы сделали для души вашего ребенка сегодня? Когда в последний раз  вы интересовались, о чем он мечтает? Какой его любимый цвет? Как давно вы делали ребенку комплимент? Знаете ли вы о его проблемах и переживаниях?Возможно, вы возразите: «Да какие проблемы могут быть у моего ребенка в этом возрасте?» Конечно, обладая достаточным количеством  знаний вы можете легко справится с самым сложнымиспытанием,  но вот только у подростка нет вашего опыта, и любая, на ваш взгляд не существенная  ситуация может стать мучительной и травмирующей.Будучи уверенным, что родителям нет до них дела, ищут поддержки и понимания в компании сверстников. Что не всегда хорошо заканчивается.

Для того чтобы получить расположение ребенка необходимо наладить с ним эмоциональный контакт. Постарайтесь заинтересовать его, рассказав что-нибудь интересное, поделитесь тем, что будет приятно услышать вашему ребенку. Искреннее интересуйтесь его личной жизнью. Хвалите даже за небольшие достижения. Ведь, как известно,  мотивация развития - в одобрении.

Большую роль в общении играет тактильный контакт, так как он дополняет визуальную и вербальную коммуникацию. Одно объятие заменяет тысячу слов,  но что делать, если ребенок похож на ёжика, готового выпустить острые иголки, дабы избежать проявления нежностей. Чтобы показать, как тепло вы относитесь к ребенку, достаточно дотронуться до руки, одобряюще похлопать по плечу или шутливо взъерошить волосы. Подростку же нужно особое настроение, чтобы проявить  свои эмоции. Будьте терпеливы, ожидание того стоит.

Обращаясь к ребенку, говорите самую суть того, что хотите донести. Говорите кратко и точно, избегая длительных монологов. У детей скорость переработки информации сильно отличается от возможностей взрослого человека, поэтому  требуется больше времени на осмысление услышанного.

Подросткам бывает сложно переключить свое внимание на вашвопрос, особенно если они заняты тем, что им очень нравится, к тому же  ребенок и вправдуможет вас не слышать. В таком случаесделайте предупреждение - установив временное ограничение: «Я хочу с тобой поговоритьчерез минуту, пожалуйста, отвлекись» или «Мне  понадобится твоя помощь через две минуты». При этом установленный временной интервал не должен превышать пяти минут,иначе подросток просто забудет.

Ребенок становится восприимчивее, если знает, что ему не придется выслушивать целую лекцию. Например: «Убери, пожалуйста, в шкафу перед тем, как пойдешь гулять», «Завтра урок английского языка, тебе стоит лучше подготовиться». Иногда достаточно одного слова-напоминания: «Уборка!», «Литература!».Если вы задаете своему вопросили просите о чем-нибудь, подождите, несколько секунд - ребенок воспримет больше информации и, вполне возможно, даст адекватный ответ.

Будьте внимательны, когдаребенок вам что-то рассказывает,не отвлекайтесь на посторонние дела,  а главное не перебивайте и не критикуйте! Слушайте его в два раза больше, чем говорите. Вашевзрослеющее дитя просто не сможет стать внимательным слушателем, если ему не у когоэтому учиться.

Прежде чем донести информацию, установите зрительный контакт с ребенком. Попросите посмотреть на вас, когда вы смотрите друг другу вглаза - ребенок в вашем распоряжении, можно формулировать свою просьбу или вопрос.Если делать так все время, когда вам нужно внимание ребенка, это приучит его слушать вас.

Говорите доброжелательнои тихо. Пониженный, приглушенный голос заставляет человека прислушаться, направить свое внимание на  говорящего.Не стоит начинать разговор, если вы раздражены. Вашенастроение, агрессия моментально передадутся ребенку.

Никогда не делайте замечания вашему ребенку в присутствии других людей и уж тем более перед сверстниками. Незаметно для всех покажите ребенку жест (погрозите пальцем, покажите кулак), чтобы ему стало ясно, что предстоит серьезный разговор. Ко времени беседы, ваш пыл утихнет, и вы не наговорите лишнего, а так же соберетесь мыслями. Оставшись наедине с провинившимся подростком, сделайте замечание, возьмите обещание о недопустимости подобных действий впредь, озвучьте наказание. Убедитесь, что ребенок понял, за что он наказан.

Аргументы о том, что вы старше и вас нужно слушать, для подростка не очень убедительны. Существует множество способов наладить продуктивное общение, при котором вы получаете взаимную выгоду: подросток черпает жизненный опыт, а  родитель приобретает авторитет.Подобный способ общения способствуетсозданию атмосферы  дружелюбия и доверия.

Возьмите за правилопроводитьодин день  каждого месяцапо-особенному.Найдите занятие, которое понравится всем. Вы можете пойти в кинотеатр, в музей, на экскурсию,хоккейный матч, в поход, на кулинарный мастер-класс,главное чтобы вы провели это время вместе – одной командой. А если у вас есть возможность чаще устраивать такие  мероприятия, это лишьукрепит вашивзаимоотношения. Не ждите, что кто-то сделает это за вас,  вы сами строите  свою жизнь, так почему бы ее не сделать более яркой  и насыщенной.

Сколько невероятных моментов останется в памяти ваших детей. Не сомневайтесь, всё чему вы их научите они возьмут во взрослую жизнь, и будут воспитывать своих детей,уважая семейные традиции. Не пренебрегайте подготовкой к праздникам, будь это Новый год или День рождения. Придумайте программу, пусть каждый подготовитномер,соорудит костюм из подручных средств, импровизируйте. Вам надолго запомнится  праздник. Вы не только получите хорошее настроение, но и откроете таланты у своих домочадцев.

Приобщайте ребенка к культуре. Познакомьте его стеатром.Купив заранее билеты, вы создадите праздничное ожидание предстоящего события,расскажите о правилах поведения, помогите выбрать соответствующий наряд. Откройте для него мирискусства. Пустьребенок учится сопереживанию, наблюдая за игрой актеров, развиваетфантазию, мышление, обогащает свой духовный мир.После спектакля спросите о впечатлениях. Что запомнилось?  Что было неожиданным?

Учите, рассказывайте, объясняйте, но обязательно интересуйтесь, правильно ли понимает, то или иное событие ваш ребенок. Обсуждайте просмотренные фильмы, литературные произведения. Предоставив ребенку возможность высказаться, вы помогаете ему развивать свои познавательные функции: речь, воображение, мышление, тренируете память и внимание.

Помимо занятий  в школе будет полезно организовать досуг ребенка, спортивная секция, бассейн, конструирование, кружок рукоделия, занятия по классу гитары, фортепиано, цирковые и балетные студии, школа танцев. Существует множество деско-юношеских центров, которые предлагают свои услуги по развитию детей и подростков. Обретение дополнительных навыков делают ребенка более успешным. Общение в разных социальных группах помогает развивать подростку коммуникативные навыки, делает его более дипломатичным и приятным собеседником.

Научите ребенка правилам этикета и поведения в социуме, общению по телефону и общению с взрослыми людьми.Объясните как вести себя в социальных сетях, расскажите о правилах информационной безопасности.

Убедитесь, что сами можете служить примером того,  о чем повествуете своему ребенку. Дети очень хорошо чувствуют фальш. Если всякий раз вы твердите о том, что здоровый образ жизни это – хорошо  и требуете,чтобы ваш ребенок делал утром зарядку, занимался спортом,но при этом сами ведете образ жизни далекий от идеального, то у вашего ребенка обязательно возникнет вопрос,  почему вы не следуете своим рекомендациям. Только ваш собственный пример, поможет оценить подростку результаты правильного выбора.

 

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому! Пусть помнят, что с лихвой получат от них все то, чему научат. 

Себастьян Брант

 

Материал подготовила педагог-психолог МБОУ «СОШ № 60» О.А. Мельдзер

Полезные ссылки

 

Ссылки на сайты вышестоящих организаций

 

 
  
 

Электронная школа 2.0

 

 Официальный информационный портал

Единого государственного экзамена

 
Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год