Чрезмерный надзор и контроль со стороны родителей оттолкнут подростка, потому что потребность обеспечить себе собственное пространство в этом возрасте обострена. Если подросток лишается подобной свободы (к примеру, не получает разрешения пойти на вечеринку или его отпускают с условием вернуться домой слишком рано, или его заставляют играть на фортепьяно, в то время как ему больше интересен хоккей), тогда он вынужден сам освобождать для себя это пространство. А каким образом взрослеющий ребенок может это сделать? Начинает лгать родителям или избегает контакта с ними. В этом случае родители теряют возможность не только осуществлять тот контроль, который они так хотят обеспечить, но и видеть своего ребенка, то есть сохранять с ним контакт и обсуждать повседневную жизнь. «Теплое» пространство теряется, когда авторитарная строгость родителей вынуждает подростка осуществлять проект становления вне дома. Чрезмерный контроль препятствует созданию естественного свободного пространства, так ему необходимого. Родители полностью теряют контроль, слишком его усиливая. А подросток недополучает родительское тепло и поддержку, в чем он по-настоящему нуждается. В такой ситуации проигрывают обе стороны.

В детях, подвергнувшимся физическим наказаниям, навсегда остаются страдания, гнев, страх, стыд и отвращение. Отвращение к собственным родителям и где-то даже к самому себе. Когда кто-то бьет постороннего человека, прохожего на улице – это расценивается как преступление. Точно также нужно расценивать агрессию по отношению к ребенку. Только он более маленький, легко уязвимый, не может постоять за себя или обратиться в полицию. Уличный агрессор расценивается как хулиган, точно также можно идентифицировать родителей, допускающих физическую агрессию по отношению к своим детям, они сами становятся обидчиками собственных детей и супругов, склонными использовать насильственное поведение как способ справиться со стрессом, излить раздражение, решить межличностные споры.

Противоречия в воспитании (сегодня разрешают, завтра запрещают, или один родитель разрешает, другой запрещает). Очень часто родители дарят своим детям дорогую игрушку – телефон, а через некоторое время в качестве наказания забирают подаренную вещь. Естественно подросток считает это несправедливым наказанием. Зачем отбирать у детей что-то, когда вы можете просто поговорить с ними, «поторговаться» и заключить сделку, которая их действительно мотивирует? Вы лучше, чем кто-то другой, знаете, что на самом деле любит ваш подросток. Так почему бы не предложить ему небольшое желанное вознаграждение, чтобы он работал быстрее или сделал что-то, чего ему совсем не хочется? Вместо этого многие родители идут по пути наименьшего сопротивления и лишают чад их электронных девайсов. В большинстве случаев это не приводит ни к чему хорошему: все это время подросток будет просто сидеть, не делая абсолютно ничего, сходя с ума от невозможности общения и с нетерпением ожидая возвращения телефона, есть гораздо лучшие способы добиться от детей послушания, чем просто конфисковать их смартфоны.

  

Материал подготовила Мельдзер О.А.

педагог- психолог МБОУ «СОШ № 60»

Полезные ссылки

 

 
  
 

Электронная школа 2.0

 

 Официальный информационный портал

Единого государственного экзамена

 
Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год