ПРОГРАММА

Целевая модель наставничества в форме
«Учитель - Учитель»

как организационная основа
наставничества в МБОУ СОШ №60
(2021-2025 гг.)

 

 

Пояснительная записка

Что такое наставничество в школе?

Тысячи молодых преподавателей приступают к работе в образовательных учреждениях ежегодно. У всех из них возникают вопросы, ответы на которые молодые специалисты не найдут в изученных ими курсах академической программы, в интернете и в коротких учебных школьных практиках.

Организационная культура учреждения и требования, учебная программа и подбор методов, форм и средств преподавания; родители, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и «дети, с особыми потребностями» в классе - целый комплекс разноплановых новых задач встанут перед молодым учителем. Для того чтобы молодой специалист, начиная свою педагогическую карьеру, легко адаптировался к новой, профессиональной среде, организуется система наставничества. Для большинства наставничество в школе — это отношения учителя - стажера и педагога - наставника на начальном этапе вхождения в профессию.

Что заставляет нас менять отношение к наставничеству?

С введением нового Закона об Образовании, новых Федеральных государственных стандартов и Профессиональных педагогических стандартов, и опытные педагоги столкнулись с проблемами, с которыми никогда не сталкивались прежде. Государственная образовательная политика РФ, открытия ученых в науке, развитие отечественной и зарубежной педагогики, запрос общества, реализация парадигмы «образование через всю жизнь» — все это вместе требует от педагога нового качества в его деятельности.

Какой комплекс мер может стать сегодня всесторонней поддержкой для педагога?

Введение системы наставничества и работа с наставником - таким видится ответ на поставленный вопрос. Главная цель введения системы наставничества - повышение качества преподавания учителя.

Термины и определения

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый - участник Программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

Наставляемым может стать любой молодой специалист и педагог на условиях свободного вхождения в выбранную программу. В форме «Учитель - Учитель» возрастной параметр не задается.

Наставник - участник Программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Наставниками могут быть педагоги и иные должностные лица образовательной организации, сотрудники иных организаций, изъявивших готовность принять участие в реализации целевой модели наставничества.

Куратор - сотрудник образовательной организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию Программы наставничества.

Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.

Программа наставничества «Учитель-Учитель» в МБОУ СОШ № 60

Запуск Программы наставничества «Учитель-Учитель» в МБОУ СОШ № 60, как комплекса мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов, обоснован реализацией национального проекта «Образование» и направлен на достижение результатов федерального проекта «Современная школа», «Учитель будущего» и «Молодые профессионалы».

Проект «Образование» ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно­нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации.

Эти цели невозможно достичь без создания системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций - общекультурных, общепрофессиональных и метакомпетенции, т.е. способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками. Метакомпетенцию можно рассматривать как фактор, единственно способствующий развитию профессиональных компетенций, в случае с которыми простое воспроизведение или копирование невозможно.

Внедрение целевой модели наставничества

Основой концептуального обоснования Программы наставничества «Учитель- Учитель» является целевая модель наставничества.

Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной профессиональной самореализации в современных условиях.

Среди задач по реализации целевой модели наставничества можно отметить:

  • Улучшение показателей МБОУ СОШ № 60 в образовательной, социокультурной, оздоровительной и других сферах;
  • Создание среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
  • Формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности.

Наставничество является универсальной технологией передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение.

Технология наставничества эффективна для решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги:

  • Проблемы молодого специалиста в новом коллективе;
  • Проблемы педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.

Предмет наставничества:

  1. Личностные качества - лидерские качества, активная жизненная позиция, стрессоустойчивость, искусство тайменеджмента.
  2. Методическая грамотность - ведение учебно-методической документации, проектирование урока в соответствии с ФГОС, современные педагогические технологии, повышение профессиональной квалификации.
  3. Социальная адаптация - психологические особенности обучающихся, психологический климат в коллективе, работа в составе творческих групп.

 

Форма наставничества «Учитель - Учитель» в МБОУ СОШ № 60.

Компоненты системы наставничества

Ценностносмысловой

Содержательный

Технологический

Оценочно-диагностический

Наставничество - взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве, позволяющее передавать живой опыт и полнее раскрывать потенциал каждого человека.

Объекты

наставничества: процессы и формы передачи опыта.

Субъекты наставничества: наставники и наставляемые.

Работа

с социумом;

наставниками;

наставляемыми; родителями;

коллективом

школы.

Технологии интерактивные, тренинговые технологии; проектные технологии; консультации, беседы, тренинги, семинары- практикумы;

-информационные технологии.

Мониторинг и оценка параметров программы: - организационного (эффективность системной планируемой деятельности); - научно-методического (наличие методической базы и обеспеченность кадрами); - личностного (мотивация, включенность в наставнические отношения и др.)

 Реализация Программы наставничества опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации:

  • Конституцию Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • Концепцию содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г.№ 1054-р);
  • Стратегию развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол № 45 от 14 мая 2010 г.);
  • Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-Р;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Цели и задачи Программы

Цели Программы наставничества - разработка комплекса мероприятий и формирующих их действий по организации взаимоотношении наставника и наставляемого в форме «Учитель-Учитель», способствующих успешному закреплению на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышению его профессионального потенциала и уровня, создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Указанная цель предполагает решение ряда задач:

  • Содействовать успешной адаптации молодых и вновь принятых специалистов к условиям осуществления трудовой деятельности
  • Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
  • Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;
  • Ориентировать начинающего учителя на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;
  • Оказать психолого-педагогическую помощь педагогам в ситуациях кризиса профессионального роста и профессионального выгорания.

Результатом правильной организации работы наставников будет:

  • Высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в

педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации,

  • Усиление уверенности педагогов в собственных силах и развитие

личного, творческого и педагогического потенциала.

  • Повышение уровня образовательной подготовки и комфортности

психологического климата в школе;

  • Учителя-наставляемые получат необходимые для данного периода

профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.

Педагоги-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.

Среди оцениваемых результатов:

  • повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
  • рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе (образовательной организации);
  • качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым классах (группах);
  • сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
  • рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.

Портрет участников.

Наставник.

Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и/или школьного сообществ. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. Для реализации различных задач возможно выделение двух типов наставников.

Наставник-консультант - создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.

Наставник-предметник - опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.

Наставляемый.

Молодой специалист, имеющий малый опыт работы - от 0 до 3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, администрацией или родителями.

Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.

Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.

Варианты Программы наставничества в МБОУ СОШ № 60

Вариации ролевых моделей внутри формы «Учитель - Учитель» могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов наставника.

Основными вариантами в МБОУ СОШ № 60 станут:

  • взаимодействие «опытный педагог - молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;
  • взаимодействие «лидер педагогического сообщества - педагог, испытывающий проблемы», конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: «не могу найти общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив;
  • взаимодействие «педагог-новатор - консервативный педагог», в рамках которого, возможно, более молодой педагог помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями;
  • взаимодействие "опытный предметник - неопытный предметник", в рамках которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д.).

Область применения Программы наставничества МБОУ СОШ № 60.

Форма наставничества «Учитель - Учитель» может быть использована как часть реализации программ повышения квалификации и непрерывного самообразования в школе. Отдельной возможностью реализации программы наставничества является создание широких педагогических проектов для реализации в образовательной организации: конкурсы, курсы, творческие мастерские, школа молодого учителя, серия семинаров, разработка методического пособия.

Реализация Программы наставничества в МБОУ СОШ № 60

Этапы программы

I этап: Запуск программы, сентябрь 2021 - май 2022 года.

  • этап: Практическая реализация программы - август 2022 года - май 2025 года.
  • этап: Завершение программы - август - ноябрь 2025 года.

Реализация Программы наставничества в МБОУ СОШ № 60 производится последовательно, для максимальной эффективности - по двум контурам, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов

Работа с внешней средой — это деятельность, направленная на обеспечение поддержки программы наставничества:

  • Информационное освещение (начальный этап - привлечение участников программы, промежуточные опорные точки - информирование партнеров о ходе программы, финальный этап - отчет о результатах и тиражирование успехов);
  • Взаимодействие с потенциальными наставниками и партнерами на профильных мероприятиях (фестивали, конференции, форумы);
  • Привлечение ресурсов и экспертов для оказания поддержки, проведения отбора и обучения наставников, оценки результатов наставничества (например, взаимодействие с представителями методических служб района и города, образовательных учреждений, имеющих положительный опыт организации наставничества, ресурсно-методическими центрами города).

Работа с внутренней средой - вся деятельность, направленная на поддержание программы внутри организации:

  • Взаимодействие с административной командой, педагогами для выбора куратора программы, формирования команды, ответственной за реализацию программы, пополнения базы наставников;
  • Взаимодействие с педагогами для получения согласия на участие в программе, формирования базы наставляемых, сбора данных о наставляемых и обратной связи о ходе программы;
  • Взаимодействие со всеми участниками и организаторами программы для частичной оценки ее результатов и их представления на итоговом мероприятии.

К условиям запуска Программы наставничества в МБОУ СОШ № 60
относится:

  • Обеспечение нормативно-правовым оформлением наставнической Программы;
  • Информирование коллектива о подготовке Программы, сбор предварительных запросов педагогов;
  • Формирование команды и выбор куратора, отвечающих за реализацию Программы;
  • Определение задачи, формы наставничества, ожидаемых результатов;
  • Создание Дорожной карты реализации Программы наставничества, определение необходимых ресурсов.

Реализация Программы наставничества в МБОУ СОШ № 60 происходит через работу куратора и директора школы с двумя базами.

При этом необходимо:

  • Формирование базы наставляемых, которая осуществляется непосредственно куратором при помощи педагогов и иных лиц образовательной организации, располагающих информацией о потребностях педагогов - будущих участников Программы. Основная задача заключается в выявлении конкретных проблем педагогов МБОУ СОШ № 60, которые можно решить с помощью наставничества. Работа на данном этапе сфокусирована на внутреннем контуре. Для анализа собранных данных может потребоваться привлечение внешних специалистов (психологов, методистов, представителей компаний, занимающихся тестированием навыков и составлением психологического портрета и т.д.).
  • Формирование базы наставников. Главная задача - поиск потенциальных наставников для формирования базы наставников.

Мониторинг и оценивание Программы наставничества

  1. В части оценки Программы наставничества в МБОУ СОШ № 60 основными критериями могут быть:
  • Соответствие условий организации наставнической деятельности требованиям модели и программ, по которым она осуществляется;
  • Оценка соответствия организации наставнической деятельности принципам, заложенным в модели и программах;
  • Соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям;
  • Наличие соответствующего психологического климата в МБОУ СОШ № 60 при организации процесса наставнической деятельности;
  • Логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия;
  • Положительная динамика в поступлении запросов участников на продолжение работы.
  1. В части определения эффективности всех участников наставнической деятельности в МБОУ СОШ № 60 основными критериями могут быть:
  • степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности;
  • уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в наставнической деятельности;
  1. Относительно изменений в личности наставляемого - участника Программы наставничества в МБОУ СОШ № 60 критериями динамики развития наставляемых могут выступать:
  • Улучшение и позитивная динамика образовательных результатов, изменение ценностных ориентаций участников в сторону социально-значимых;
  • Нормализация уровня тревожности; оптимизация процессов общения, снижение уровня агрессивности;
  • Повышение уровня самооценки наставляемого;
  • Активность и заинтересованность наставляемых в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;
  • Степень применения наставляемыми полученных от наставника знаний, умений и опыта в профессиональной деятельности.

Этапы процесса наставнического взаимодействия

  1. Проведение организационной встречи с педагогическим коллективом, где куратор программы информирует о необходимости наставнической программы, ее возможных результатах, описывает ситуацию с конкретным молодым специалистом.
  2. Формирование стратегии, определение регламента будущих встреч и их примерного тематического плана куратором проекта вместе с педагогом-наставником.
  3. Самоанализ и совместный анализ компетенций наставника и наставляемого. Составление программы адаптации.
  4. Реализация программы, в течение которой проводится корректировка конкретных профессиональных или личностных навыков молодого учителя.
  5. Оценка промежуточных итогов: может проводиться в формате рассмотрения практических результатов профессионального обучения - педагогический проект, методика, открытый урок, публикация.
  6. Проверка уровня профессиональной компетентности наставляемого.
  7. Награждение и поощрение наставников баллами за активную общественную работу (формат на усмотрение администрации школы), признание лидерами педагогического сообщества МБОУ СОШ № 60.

Формы контактов наставника и наставляемого

Форма

Описание

Прямое

Непосредственный контакт с наставляемым, общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке

Опосредованное

Осуществление только формального контакта путем советов, рекомендаций.

Личные контакты и непосредственное влияние сводятся к минимуму

Индивидуальное

Закрепление за наставником одного наставляемого

Групповое

Наставничество распространяется на группу наставляемых

Открытое

Двустороннее взаимодействие наставника и наставляемого

Скрытое

Наставник незаметно воздействует на наставляемого

Коллективно­индивидуальное

Наставничество над наставляемым осуществляет группа, коллектив

 

Мониторинг в наставнической деятельности понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации об этой деятельности и/или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления всем процессом этой деятельности.

Организация систематического мониторинга наставнической деятельности даёт чёткое представление, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым, а также, какова динамика развития наставляемого и удовлетворенности наставника своей деятельностью.

Мониторинг Программы наставничества состоит из 2 основных этапов:

  • качество реализации Программы наставничества;
  • мотивационно-личностный, компетентностный, профессиональный рост участников и положительная динамика образовательных результатов.

Мониторинг процесса реализации Программы наставничества

Мониторинг направлен на изучение качества реализуемой Программы наставничества, сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп наставник-наставляемый. Мониторинг помогает отследить важные показатели качественного изменения в школе при реализации Программы наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива МБОУ СОШ № 60 в практической и научной сферах.

Цели и задачи мониторинга реализации Программы наставничества.

Мониторинг процесса реализации Программы наставничества направлен на 2 ключевые цели:

  1. Оценка качества реализуемой программы наставничества
  2. Оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри учебного заведения и сотрудничающих с ним организаций/индивидов.

Среди задач, решаемых данным мониторингом, можно выделить: сбор обратной связи от участников и кураторов (методы анкетирования, тестирования, опрос); обоснование требований к процессу наставничества, к личности наставника; контроль за процессом наставничества; описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого; определение условий эффективного наставничества; контроль показателей социального и профессионального благополучия; анализ динамики качественных и количественных изменений отслеживаемых показателей.

По результатам опросника будет предоставлен SWOT-анализ реализуемой программы наставничества. Аббревиатура SWOT означает:

  • S - Strengths (сильные стороны)
  • W - Weaknesses (слабые стороны)
  • O - Opportunities (возможности)
  • T - Threats (угрозы)

SWOT-анализ — это удобная, универсальная методика, которая позволяет понять, как спланировать процесс развития программы. Он предоставляет информацию в виде таблицы, которая отражает 4 выделенных параметра: сильные и слабые стороны проекта, его возможности и угрозы реализации программы.

Сильные и слабые стороны — это внутренние факторы, возможности и угрозы - внешние. Внутренние факторы касаются непосредственно Программы, внешние - среды, которая ее окружает. Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкетирования.

Факторы SWOT

Позитивные

Негативные

Внутренние

Сильные стороны

Слабые стороны

Внешние

Возможности

Угрозы

Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром. МБОУ СОШ № 60 выбран метод анкетирования т.к. он, с одной стороны, позволяет собрать данные в унифицированном виде, с другой - отражает субъективную оценку и пожелания каждого участника. Обусловлено это характером и формой вопросов. SWOT-анализ рекомендуется проводить и анализировать куратору Программы.

Ожидаемые результаты.

Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников

Программы.

Среди оцениваемых результатов:

  • Сильные и слабые стороны Программы наставничества;
  • Возможности Программы наставничества и угрозы ее реализации;
  • Количество собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.

Мониторинг влияния Программы наставничества на всех участников образовательного процесса МБОУ СОШ № 60

Мониторинг позволяет оценить мотивационно-личностный, компетентностный, профессиональный рост участников реализации Программы и положительную динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт, характера профессиональной успешности и адаптивности внутри коллектива.

Основываясь на результатах данного мониторинга, можно выдвинуть предположение о наиболее рациональной и эффективной стратегии формирования пар наставник-наставляемый.

Процесс мониторинга влияния Программы на всех участников образовательного процесса включает два подэтапа, первый из которых осуществляется еще до входа в Программу наставничества и второй - по итогам реализации Программы.

Цели и задачи мониторинга влияния Программы на всех участников образовательного процесса:

  1. Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников Программы для наиболее эффективного формирования пар наставник-наставляемый.
  2. Оценка динамики характеристик образовательного процесса.
  3. Анализ и корректировка сформированных стратегий образования пар наставник - наставляемый.

Среди задач, решаемых данным мониторингом, можно выделить: взаимную заинтересованность сторон; научное и практическое обоснование требований к процессу наставничества, к личности наставника; экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных выше требований к личности наставника; определение условий эффективного наставничества; анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение корректировок в соответствии с результатами.

Сравнение характеристик образовательного процесса «на входе» и «выходе» реализуемой программы.

Среди оцениваемых результатов:

  • Уровень профессионального выгорания (для педагогов);
  • Удовлетворенность профессией (для педагогов);
  • Психологический климат в педагогическом коллективе (для педагогов).

Ожидаемые результаты.

Результатом мониторинга является оценка и динамика:

  • Развития гибких навыков, необходимых для гармоничной личности;
  • Уровня мотивированности и осознанности участников в вопросах саморазвития и профессионального образования;
  • Степени включенности обучающихся в образовательные процессы организации;
  • Качества адаптации молодого специалиста на потенциальном месте работы, удовлетворенности педагогов собственной профессиональной деятельностью, а также описание психологического климата в МБОУ СОШ № 60.

Все это позволит увидеть, как повлияла программа наставничества на участников, и спрогнозировать их дальнейшее развитие. Другим результатом мониторинга будут данные анализа и внесенные на их основании корректировки в рекомендации наиболее целесообразного объединения участников в пары наставник-наставляемый.

План реализации Программы МБОУ СОШ № 60 на 2021-2025 годы

№ п/

п

Мероприятие

Сроки / место проведения

Результат

Ответственные

Подготовка условий для запуска Программы наставничества

1.

Административное совещание по апробации методологии (целевой модели) наставничества

сентябрь 2021г.

-   Организация рабочих групп и распределение зон ответственности;

-   Определение форм наставничества в образовательной организации;

-   Назначение кураторов приказом директора.

Директор школы, заместители директора школы по УВР

2.

Работа рабочей группы по формированию              пакета

нормативно-правовых документов

сентябрь 2021г.

-  Программа наставничества «Учитель - Учитель»;

-  Приказы

Куратор


3.

Заседание методического совета «О внедрении Программы наставничества в МБОУ СОШ №60

октябрь 2021г.

Корректировка Программы наставничества

Заместитель директора по УВР, куратор

4.

Заседание методических объединений «Методология Наставничества                  для

организаций, осуществляющих образовательную деятельность общеобразовательным программам»

1-я четверть 2021-2022

уч.года

Повышение компетентности педагогов о целях, задачах, формах наставничества, ожидаемых результатах

Заместитель директора по УВР, куратор, руководители методических объединений

5.

Прохождение административной командой курсов повышения квалификации по теме: «Организационно­Методические            условия

внедрения           методологии

(целевой                      модели)

наставничества                       в

образовательной организации»

в течение 2021-2022 года

Развитие        актуальных

профессиональных компетенций                 у

руководителей II уровня, необходимых             для

обеспечения поэтапного внедрения «Методологии (целевой модели) наставничества».

Заместители директора школы по УВР

6.

Создание страницы

«Наставничество» на сайте МБОУ СОШ № 60 с

размещением локальных

актов, программ, графиков

в течение всего срока действия Программы.

Информационно­методическое сопровождение реализации программы наставничества

Куратор, администратор сайта

7.

Педагогический совет «Наставничество в современных условиях управления образовательной организацией»

март 2022г.

Информирование педагогического сообщества образовательной организации                   о

механизмах реализации программы наставничества.

Директор школы, куратор

8.

Разработка методически и диагностических материалов

Ежегодно в течение всего срока действия Программы.

Комплекс      материалов

для формирования базы наставников                   и

наставляемых, обучения наставников, проведения промежуточного           и

итогового контроля

Заместитель директора по УВР, куратор

Формирование базы наставляемых и наставников

9.

Проведение     анкетирования

среди педагогов, желающих принять участие в программе наставничества.

Ежегодно в течение всего срока действия Программы.

Перечень лиц, желающих иметь наставников.

Заместитель директора по УВР, куратор

10.

Сбор дополнительной информации о запросах наставляемых от третьих лиц заместителями директора по учебной, воспитательной и методической работе

Ежегодно в течение всего срока действия Программы.

Дополнительная информация по результатам профессиональной деятельности педагогов

Заместитель директора по УВР, куратор

11.

Анализ       полученных       от

наставляемых и третьих лиц данных.

Ежегодно в течение всего срока действия Программы.

Оценка         участников-

наставляемых              по

заданным    параметрам,

формирование         базы

наставляемых

Заместитель директора по УВР, куратор

12.

Проведение анкетирования среди потенциальных наставников, желающих принять участие в Программе наставничества.

Ежегодно в течение всего срока действия Программы.

Перечень потенциальных наставников

Заместитель директора по УВР, куратор

13.

Анализ заполненных анкет потенциальных наставников и сопоставление данных с анкетами наставляемых.

Ежегодно в течение всего срока действия Программы.

Оценка         участников-

наставников                 по

заданным      параметрам

Формирование         базы

наставников

Заместитель директора по УВР, куратор

Отбор/ выдвижение и обучение наставников

14.

Проведение собеседования с наставниками

Ежегодно в течение всего срока действия Программы.

Отбор/выдвижение наставников;

Приказ об утверждении реестра наставников

Заместитель директора по УВР, куратор

15.

Подготовка методических материалов для сопровождения наставнической деятельности

сентрябрь - декабрь 2021г.

Комплект памяток, сценариев встреч, рабочих тетрадей и пр.

Заместитель директора по УВР, куратор

16.

Разработка программы Обучения наставников (корректировка)

Январь- апрель

2021г.

Приказ об организации обучения наставников с утверждением плана и графиков           обучения

наставников

Заместитель директора по УВР, куратор

17.

Обучение наставников. Цикл занятий      «Наставничество:

Что? Зачем? Как?», «MENTOR                              SET          —

уникальная технология для наставника»

Ежегодно в течение всего срока действия Программы.

Повышение компетентности наставников

Заместитель директора по УВР, куратор

Формирование наставнических пар / групп

18.

Организация групповой встречи наставников и наставляемых.

Анкетирование после завершения групповой встречи

Ежегодно в течение всего срока действия Программы.

Изучение предпочтений наставников и наставляемых

Заместитель директора по УВР, куратор

19.

Анализ анкет групповой встречи и соединение наставников и наставляемых в пары/группы

Ежегодно в течение всего срока действия Программы.

Формирование пар/групп наставник- наставляемый

Заместитель директора по УВР, куратор

20.

Информирование участников о сложившихся парах/группах.

Ежегодно в течение всего срока действия Программы.

Закрепление пар/групп приказом директора школы

Заместитель директора по УВР, куратор

21.

Круглый стол «Наставники и наставляемые: начало пути»

Ежегодно в течение всего срока действия Программы

Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого

Заместитель директора по УВР, куратор

22.

Обеспечение психологического сопровождения наставляемых

Постоянно в течение всего срока действия Программы.

Продолжение поиска наставника не сформировавшим пару/группу

Заместитель директора по УВР, педагог- психолог

Организация и осуществление работы наставнических пар / групп

23.

Проведение встреч наставника и наставляемого

Ежегодно в течение всего срока действия Программы.

Уточнение

предмет а наставничества в соответствии с запросами наставляемых

Заместитель директора по УВР, куратор

24.

Проведение встречи- планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым

Ежегодно в течение всего срока действия Программы.

Разработка плана наставничества и графика проведения встреч

Заместитель директора по УВР, куратор

25.

Регулярные встречи наставника и наставляемого

Ежегодно в течение всего срока действия Программы.

Реализация плана наставничества

Заместитель директора по УВР, куратор

26.

Проведение рабочих встреч с наставниками

Ежегодно в течение всего срока действия Программы.

Определение         сроков

сбора обратной связи от участников программы наставничества

Заместитель директора по УВР, куратор

27.

Организация текущего контроля достижения планируемых результатов наставниками

Ежегодно в течение всего срока действия Программы.

Фиксация промежуточных результатов наставнического взаимодействия

Куратор, руководители методических объединений

28.

Проведение консультаций для наставников

Постоянно в течение всего срока действия Программы.

Оказание помощи наставникам

Куратор, заместитель директора по УВР, педагог- психолог

Завершение Программы наставничества

29.

Проведение групповой заключительной встречи всех пар и групп наставников и наставляемых

Ежегодно в течение всего срока действия Программы.

Проведение рефлексии

Куратор, заместитель директора по УВР

30.

Проведение итоговых диагностических мероприятий

Ежегодно в течение всего срока действия Программы.

Оценка участников по заданным параметрам

Заместитель директора по УВР, куратор

31.

Подведение                    итогов

мониторинга эффективности реализации           программы,

влияния программ на всех участников

Ежегодно в течение всего срока действия Программы.

Анализ

результато в реализации программы наставничества

Куратор, заместители директора

32.

Организация            итоговой

встречи       наставников       и

наставляемых                     для

обсуждения результатов мониторинга эффективности

Ежегодно в течение всего срока действия Программы.

Определение перспектив дальнейшего участия в программе

Куратор, заместитель директора по УВР

33.

Заседание методического совета «Результативность реализации программы наставничества»

Ежегодно в течение всего срока действия Программы.

Оформление итогов и процессов      совместной

работы         в         рамках

программы наставничества в кейсы

Куратор, заместитель директора по УВР, руководители методических объединений

34.

Проведение торжественного мероприятия для подведения итогов                    программы

наставничества                      и

награждения               лучших

наставников         «Наставник

года», «Лучшая пара»

Май 2025г. Ежегодно

Информирование педагогического коллектива о результатах реализации

программ ы наставничества.

Приказ     о     поощрении

участников наставнической деятельности;

Благодарственные письма

Заместитель директора по УВР, куратор, руководители методических объединений

35.

Публикация результатов программы наставничества, лучших наставников, кейсов на сайте образовательной организации

Ежегодно

Популяризация лучших практик     и      примеров

наставничества через медиа, участнико в, партнеров

Куратор, заместитель директора по УВР, руководители методических объединений

36.

Внесение данных об итогах реализации программы наставничества в базу наставников и базу наставляемых

Июнь 2025г.

Формирование долгосрочной базы наставников, в т.ч. - из успешно завершивших Программу наставляемых

Заместитель директора по УВР, куратор

37.

Анализ достигнутых результатов по итогам реализации программы

Август 2025г.

Определение перспектив дальнейшего      развития

наставничества, обновление Программы

Куратор, заместитель директора по УВР

           

 

Наставничество организовано для развития  потенциала молодых специалистов.

Цель: Проектирование и реализация модели наставничества по модели «Учитель – учитель», обеспечивающей развитие личностного потенциала педагогов

Распоряжение губернатора Кемеровской области - Кузбасса
Распоряжение об утверждении Методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам
Алгоритм наставничества (презентация)
Документы для наставника
Документы для наставляемого
Методические рекомендации по применению различных видов наставничества
О внедрении в Кемеровской области целевой модели наставничества
Положение об общественно-профессиональном институте наставничества в образовательных организациях Кемеровской области
Приказ Министерства образования и науки Кузбасса от 10.06.2020 № 988 О внесении изменений в приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 16.05.2014 № 809
Приказ о дуальном обучении в Кемеровской области
Приказ об утверждении примерных положений по реализации постинтернатного сопровождения выпускников
Положение о внедрение целевой модели наставничества
Приказ "О внедрении целевой модели наставничества в МБОУ СОШ№60"
Приказ "Об утверждении программ наставничества"
Программа наставничества "Учитель-учитель"
Программа наставничества "Учитель-ученик"

Полезные ссылки

 

 
  
 

Электронная школа 2.0

 

 Официальный информационный портал

Единого государственного экзамена

 
Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год