Положение о внедрении дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс
Рекомендовано Утверждаю
методическим советом Д.В. Янькин
01.09.2015
Положение о внедрении дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс в Муниципальном образовательном учреждении
«Средняя общеобразовательная школа № 60»
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о внедрении дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс в муниципальном общеобразовательном учреждении (далее по тексту – Положение) разработано на основании Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, приказа Министерства образования и науки РФ «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 06.05.2005 г. № 137,письма департамента образования и науки Кемеровской области от 09. 07. 2012 №3896/10, приказа Комитета образования и науки г. Новокузнецка 19.11.2013 № 1283.
1.2. Под дистанционными образовательными технологиями (далее ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Электронное обучение базируется на использовании широкого спектра традиционных, информационных и телекоммуникационных технологий, технических средств, которые создают условия для обучающегося свободного выбора интенсивности обучения, диалогового обмена с преподавателем, при этом на процесс обучения не влияет местонахождение обучаемого. Целью организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения)
1.3. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 60» (далее по тексту - образовательное учреждение) вправе самостоятельно решать вопросы разработки и использования ДОТ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (государственными требованиями) и общим порядком реализации образовательных программ, установленным законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации в области образования.
1.4. Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации (за исключением государственной (итоговой) аттестации) обучающихся.
1.5. Использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением. (Порядок разработки и использования дистанционных образовательных технологий 04.04.2005, Приложение к приказу Минобрнауки России от 10 марта 2005 г. № 63.
1.6. Для реализации основных и дополнительных образовательных программ образовательное учреждение организует обучение с использованием элементов ДОТ в трех направлениях: обучение с использованием системы дистанционного обучения «Прометей» (СДО), видеоконференц-связи (ВКС), участие в учебных сетевых проектах (УСП).
1.7. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляется как по отдельным предметам и курсам, включенным в учебный план образовательного учреждения, так и по всему комплексу предметов учебного плана.
2.Цели и основные задачи ДОТ
2.1. Основной целью использования ДОТ является предоставление обучающимся школы доступа к качественному образованию, обеспечение возможности изучать дополнительно выбранные общеобразовательные дисциплины с использованием современных информационных технологий, качественной подготовке к ГИА.
2.2. Использование дистанционных образовательных технологий способствует решению следующих задач:
· повышение эффективности организации учебного процесса, качества образования,
· создание условий для получения дополнительных научных знаний и повышения интереса к науке, способности к личностному самоопределению и самореализации,
· оказание информационно-методической поддержки педагогам, принимающим участие в подготовке обучающися к олимпиадам, научно-практическим конференциям, в подготовке обучающихся к ГИА.
· ликвидация разрыва между образовательными потребностями учащихся и возможностями школы удовлетворить данные потребности,
· возможность разнообразного многоступенчатого контроля получаемых знаний,
· ликвидация вакансий педагогических кадров за счет использования ДОТ,
· обеспечение доступности общего образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющие возможности регулярно посещать образовательные учреждения (находящихся на госпитализации в медицинских учреждениях, санатории, дома и т.п.);
· обеспечение возможности получения общего образования с использованием дистанционных технологий (например, обучающиеся, временно находящиеся в другом от основного места проживания городе: длительная командировка родителей, участие в спортивных соревнованиях и творческих и интеллектуальных конкурсах и т. п.);
· при изучении отдельных тем курса: для дифференцированного или индивидуального обучения, для слабых обучающихся или очень сильных обучающихся;
· обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина, невозможности посещения занятий по причине погодных явлений и т. п.;
· обеспечение возможности дополнительного образования.
3.Функциональные обязанности участников образовательного процесса.
3.1.Функциональные обязанности ответственного за реализацию ДОТ в образовательном учреждении:
· анализирует востребованность ДОТ обучающимися;
· формирует список обучающихся образовательного учреждения, которые будут использовать в образовательном процессе ДОТ, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья;
· формирует расписание занятий с использованием ДОТ;
· осуществляет контроль за внедрением ДОТ, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья;
· осуществляет мониторинг качества внедрения ДОТ и подводит итоги внедрения ДОТ.
3.2 Функциональные обязанности ответственного за реализацию СДО в образовательном учреждении:
· организует проведение занятий в СДО;
· осуществляет регистрацию участников;
· осуществляет контроль за учебным процессом;
· участвует в решении возникающих проблем;
· осуществляет мониторинг работы в СДО.
3.3 Функциональные обязанности ответственного за реализацию ВКС в образовательном учреждении:
· организует проведение занятий с поддержкой ВКС, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья;
· формирует заявку на проведения мероприятий с поддержкой ВКС;
· информирует участников образовательного процесса о мероприятиях, организованных с поддержкой ВКС;
· участвует в решении возникающих проблем;
· осуществляет мониторинг качества мероприятий и подводит итоги работы по использованию ВКС в образовательном учреждении.
3.4 Функциональные обязанности ответственного за реализацию УСП в образовательном учреждении:
· анонсирует УСП участникам образовательного процесса;
· участвует в решении возникающих проблем;
· осуществляет мониторинг работы школьных команд в УСП каждую четверть.
3.5Функциональные обязанности учителя-предметника:
· ежегодно принимает участие в образовательных событиях по одному из направлений внедрения ДОТ;
· реализует личностный план повышения квалификации в направлениях внедрения ДОТ;
· привлекает обучающихся к работе во всех направлениях реализации ДОТ (ВКС, УСП, СДО);
· ведет личный блог и необходимую документацию.
4. Обязанности сторон.
4.1 Образовательное учреждение:
· обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников к учебно-методическому комплексу, позволяющему обеспечить освоение учебного материала с использованием ДОТ;
· устанавливает порядок и формы доступа к используемым образовательным учреждением информационным ресурсам при реализации образовательных программ с использованием ДОТ;
· организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала для обеспечения использования ДОТ при реализации образовательных программ.
4.2. Обучающиеся:
· регистрируется на сайте образовательного учреждения в сети Интернет;
· знает своего удаленного сетевого педагога и его сетевой адрес;
· выполняет все задания, используя материалы, размещенные в сети;
· осуществляет коммуникацию с обучающимися сети, принимает участие в УСП, мероприятиях с поддержкой ВКС, изучает материалы СДО;
· по запросу вступает в коммуникацию с удаленным педагогом сети, с тьютором и учителем-предметником.
4.3 Права и обязанности родителей (лиц их заменяющих)
· защищать законные права ребенка:
· обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации образовательной организации;
· вносить предложения по составлению расписания занятий, по составлению индивидуального учебного плана с учетом способностей и интересов ребенка.
· выполнять требования образовательного учреждения;
· поддерживать интерес ребенка к образованию и школе;
· ставить учителя в известность о рекомендациях врача, особенностях режима;
· создавать условия для проведения занятий, способствующих освоению знаний;
· своевременно информировать образовательное учреждение об отмене занятий в случае болезни ребенка и возобновлении занятий;
· контролировать своевременное выполнение домашних заданий;
· контролировать использование ребенком компьютерной техники по назначению (только для осуществления образовательного процесса);
· своевременно информировать тьютора о неисправностях в работе компьютерной техники, отсутствии Интернета и т.п.